Здоровьесберегающее пространство гимназии

Главная » Образовательная деятельность » Здоровьесберегающее пространство гимназии

В гимназии заключено соглашение о взаимодействии с ГБУЗНО "Детская городская больница №42 Московского района города Н.Новгорода" от 11.05.2016г.

Медицинский кабинет находится на 3 таже. Площадь кабинета 24,3 м2

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь

Анализ работы по здоровьесбережению

Программа профилактики детского травматизма на 2017-2018 годы

План мероприятий по профилактике детского травматизма МАОУ "Гимназия №67" на 2017-2018 учебный год

Памятка для велосипедиста

Памятка для пешехода

Добрые советы от МЧС для детей и их друзей

 


Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого.  

    Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, но чаще это не врождённое отклонение, а приобретённое за время обучения в школе. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей, в последние годы наметились следующие негативные тенденции

  • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%);
  • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний;
  • резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  • увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

На сегодня, по данным углублённого медосмотра, лишь 31,5 % осмотренных в школе детей можно отнести к первой группе здоровья. В связи с этим как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.
Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями, поскольку многие вопросы по сохранению и улучшению здоровья детей становятся всё актуальней

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

Задачи

  • Отработка системы мониторинга здоровья (выявления уровня здоровья учащихся гимназии  и целенаправленное отслеживание его в течение всего времени обучения). 
  • Применение здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
  • Создание условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  • Популяризация преимуществ  здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры:

Воздушно-тепловой режим – это один из важнейших факторов среды, оказывающий влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков. В гимназии в классных комнатах стараются поддерживать оптимальные параметры температуры 18 – 22 ?С. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений. Проводится ежедневная влажная уборка классов после занятий и во время большой перемены.

Уровень освещенности соответствует гигиеническим требованиям.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха (медицинские рекомендации приводятся в листке здоровья класса).  При подборе мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах применяется «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. После второго урока предусмотрена динамическая пауза, продолжительностью 40 мин.

Во вторую половину дня учащиеся посещают различные кружки и секции. Система дополнительного образования в гимназии позволяет учащимся реализовывать свой творческий потенциал.  Занятия в кружке «Умелые ручки» (рук. Макароыва Л.А.) позволяют первоклассникам развивать мелкую моторику рук. Юные участницы кружка по художественной гимнастике показывают свои умения на различных общешкольных мероприятиях. Тесная связь с ближайшими  спортивными комплексами (бассейн «Нижегородец», стадион «Старт») позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком их двигательной активности.

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам). В гимназии организовано питание для учащихся 1-11 классов (охват питанием составляет 100%, из них: горячее питание – 67,85%, буфетная продукция – 32,15%)

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный контроль за детьми. В гимназии создана и работает социально-психологическая служба (соц.педагог – Тимошенко Т.И. ).

Медицинская служба в гимназии ежегодно осуществляет контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов,  проведение прививок. Проведены углубленные медицинские осмотры детей и подростков узкими специалистами. Разработаны индивидуальные рекомендации для каждого ребёнка с учётом особенностей психофизического развития (листок здоровья).


2. Рациональная организация учебного процесса.

Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление. При этом необходимо строгое соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся.

 Использование при составлении расписания новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы, также предотвращает чрезмерные перегрузки учащихся.

Безотметочное обучение в начальной школе (1 класс), при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся,  позволяет создать систему портфолио.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Уроки химии, биологии, географии, физики, естествознания проходят в специализированных кабинетах. При взаимопосещении уроков учителями   было отмечено, что все педагоги гимназии владеют здоровьесберегающими технологиями. На уроках чередуется 4-6 видов учебной деятельности, 3-4 вида преподавания. Используются ТСО (в соответствии с гигиеническими требованиями). На уроках используются различные  способы активизации инициативы и творческого самовыражения (использование дидактических игр, проблемных вопросов, работа в группах, экспериментальное решение задач, и т.д.)

Для повышения двигательной активности и снижения утомляемости учащихся на уроке учителя начальной школы проводят физкультминутки.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. 

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.  

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ и технических новинок, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения

 Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, исторических событий, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. .   Используя оригинальные задания,  можно решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п..  

 

3. Пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. 

На уроках предметов естественно-математического цикла практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. 

Пропаганда здорового образа жизни – это участие в различных акциях («Чистая книга», «Красивый двор»). В акции «Чистая книга» приняли участие учащиеся 10 классов (кл.руководители Ильина И.Н., Турченко Е.Н.)

1 декабря в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом прошли классные часы соответствующей тематики.

В течение года  кл.руководителями проводится информационно-пропагандистская работа по разъяснению последствий употребления табака, алкоголя и наркотиков для нравственного и физического здоровья ребенка и его окружения.  Используются массовые, коллективные и индивидуальные формы работы, наглядные пособия, видеоматериалы и аудиозаписи.

С целью пропаганды здорового образа жизни в гимназии проведен интеллектуальный марафон «Территория гимназии – территория здоровья», в рамках которого прошли тематические игры для учащихся 8,9-10 классов, акции «Обменяй сигарету на конфету», «Забей на сигарету».

Организовывались тематические сменные выставки научно-популярной литературы по проблемам ЗОЖ.

В гимназии работает группа волонтеров под руководством Тимошенко Т.И.. Их деятельность:

Беседы с презентациями по темам (на классных часах),

Спортивные соревнования

Периодически обновляемые стенды

  • «Я и закон»
  • «Мы за здоровый образ жизни»

4. Здоровье и окружающая среда

На здоровье человека большое влияние оказывают экологические факторы. Они определяют около 20–25% количества индивидуального здоровья человека.

Работа кружков экологической тематики: «Экология и мы» (рук. Борисевич Н.В.), туристско-краеведческий клуб «Ориент» (рук. Анчиков А.П.)

Команда учащихся 9-11 классов – призер районного фестиваля экологических агитбригад (2 место)

 Проведены  конкурсы плакатов и рисунков на тему «Животные Красной книги» (район.) 1-5 классы

Районный конкурс экологических видеороликов (3 место в районе, 9б класс)

Вовлечение  детей в практическую деятельность по охране окружающей среды.

Формирование  умения и навыков, необходимых для изучения и оценки экологического состояния среды.

5. Семья и школа.

Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. То же касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, дома может или находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлеченной, балластной информацией. Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.

На родительских собраниях обсуждались такие вопросы, как здоровье и адаптация школьников, гигиенические условия обучения, профилактика школьных болезней, организация правильного питания, профилактика вредных привычек.

Представители волонтерского движения вместе с классными руководителями провели исследование «Режим дня». Было установлено, что практически все учащиеся понимают важность режима дня для здоровья, но далеко не все его выполняют. Так, например время ночного сна в основном 7-9 часов в младших классах и 6-7 в старших - что явно недостаточно при усиленной учебной нагрузке. Просмотр телевизора и игра на компьютере в среднем составляет 1-2 часа ежедневно. Более полвины детей и их родителей уверены ,что находиться у экрана в течении часа ежедневно вреда не принесет. Почти половина учащихся утреннюю зарядку не выполняют, хотя и осознают ее важность. На подготовку домашнего задания большая часть ответила, что тратят от 3 и более часов. Дети крайне редко с родителями занимаются спортом (футбол, плавание, туристические походы и т.д.).

При решении проблемы сохранения здоровья необходимо учитывать социальные, индивидуальные, личностные и возрастные факторы, исходить из понимания того, что в современных условиях невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс действующих социальных институтов (особенно – института семьи).

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Учебные мультфильмы для детей по безопасности дорожного движения Светофор и Где опасно играть

Правила поведения и меры безопасности на водоемах в осенне-зимний период 

Архив

Версия для слабовидящих
Гимназия ждет Вас
Сведения об образовательной организации

Information about the educational organization

План работы гимназии. Тема года

Публичный отчет директора гимназии

Public report of the gymnasium head
Сегодня можно уверенно сказать: Программа развития гимназии успешно реализуется. Ведется работа по всем направлениям деятельности, совершенствуется и укрепляется достигнутый результат. Гимназия уверенно приближает будущее.

Дистанционное обучение

****ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ**** МАОУ "Гимназия № 67" по организации дистанционного обучения

8(831)270-03-69 (с 8-30 до 17-00)

Платные образовательные услуги

Прием обучающихся

Enrolment
Правила приема в гимназию; список документов; электронное заявление

Олимпиады

Научное общество учащихся

Конкурсы

"Готов к труду и обороне!"

Достижения в спорте

Мы за здоровый образ жизни!

Воспитательная работа в МАОУ "Гимназия №67"

Программа «Одаренные дети»

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь

Условия для индивидуальной работы с обучающимися

Пешеходам на заметку

Антикоррупционная политика

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Использование устройств мобильной связи в МАОУ "Гимназия № 67"

Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных

Создание комфортных условий для обучения обучающихся с ОВЗ

Ученикам For pupils
Школьная библиотека

Федеральный перечень учебников. Что бы почитать?

Электронные образовательные ресурсы