Программа развития

Главная » О гимназии » Программа развития

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

 Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
"Гимназия № 67"

 «Коммуникативная модель развития современной гимназии»

 г. Нижний Новгород

 

1. Наименование программы, ее тип и статус (целевая,  комплексная, локальная).

 Наименование программы: «Коммуникативная модель развития современной гимназии»

 Тип Программы:  комплексная.

Статус Программы: гимназическая

 2. Основания для разработки Программы

Основания для разработки Программы: Закон «Об образовании в РФ»; федеральная программа развития образования, нашедшая выражение в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» и «Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года»; «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (Москва, 2002 г.);  заказ социума (района, города: детей,  родителей и общественности).

 3. Основная идея инновационного развития образовательного учреждения

 При определении основной идеи инновационного развития гимназии за основу приняты обоснованные в педагогической науке положения:

- об открытости педагогической системы школы как ее существенной характеристики и условии развития;

- о коммуникативной сущности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной  школе, обеспечивающей продуктивное разнонаправленное педагогическое взаимодействие;

- о коммуникативной деятельности и общении в образовательном процессе как базовом средстве  разностороннего  развития личности.

Основной замысел программы связан с идеями системно-ориентированного подхода к развитию общеобразовательного учреждения, обосновывающими продуктивность развития школы в условиях осуществления многообразных ее связей с внешней средой. Соответственно этому, инновационное развитие лингвистической гимназии   обусловлено расширением ее социально-культурных контактов, деятельностью в русле социального партнерства, развитием информационно-коммуникативной базы образовательного процесса. В этих условиях происходит следующее: актуализация  личностного и, прежде всего, коммуникативного потенциала учащихся и педагогов;  активизация потребности в общении и расширение социального опыта всех участников образовательного процесса; осуществление многообразных  межличностных и педагогических взаимодействий; эффективное использование информационных технологий, что, в целом, является базой для повышения качества обучения и воспитания в гимназии. 

В русле названных идей в качестве концептуальных теоретических оснований инновационного развития  гимназии целесообразно применить положения известных педагогических подходов – личностного, деятельностного, средового, которые позволяют сформулировать следующие принципы для построения Программы развития гимназии: социально-педагогической обусловленности образовательного процесса; личностно-развивающей направленности педагогической коммуникации; открытости образовательной среды гимназии.

 4. Цель и задачи программы

Целью Программы является создание модели развития гимназии на основе проектирования ее коммуникативной среды, обеспечивающей условия для развития как  учреждения в целом, так и каждого его субъекта на основе реализации внутренних (психологических) и внешних (организационных) механизмов развивающего педагогического взаимодействия, построенной на принципах: а) открытости  образовательной системы; б)социально-педагогической обусловленности образовательного процесса; в)личностно-развивающей направленности педагогической коммуникации.

Задачи, на решение которых направлена Программа:

- расширение и обогащение социально-культурных контактов гимназистов и педагогов, гимназии в целом, посредством включения в пространство социального партнерства разных уровней (на уровне района, города, России, мира);

- создание условий для полноценного физического развития учащихся, укрепления физического и психического здоровья;

- развитие навыков общения и коммуникации у учащихся;

- создание благоприятных условий для социального и гражданского становления гимназистов посредством включения их в активную, многообразную информационно-коммуникативную  деятельность;

- обеспечение информационной поддержки гимназических, районных, городских, региональных проектов гимназии;

- организация допрофильной подготовки подростков через включение их в деятельность по связям с общественностью;

- стимулирование положительной мотивации учащихся и педагогов к продуктивному педагогическому взаимодействию;

- повышение качества образования посредством реализации в качестве базового принципа – принципа  коммуникативности, утверждения диалоговых форм  и методов  межличностного и педагогического взаимодействия;

- создание условий для роста профессионального мастерства педагогов посредством расширения «поля» форм повышения квалификации;

- совершенствование материальной базы учебно-воспитательного процесса в гимназии.

  5. Аналитическое обоснование важности и необходимости инновационных изменений, научный потенциал, опора на имеющиеся или экспериментально апробированные методики и технологии образовательной деятельности

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. В государственных документах (Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и других), достижение высокого качества образования, в том числе – в общеобразовательной школе, рассматривается как главная  цель всех преобразований в этой сфере.

Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – разработка подходов и моделей, способствующих достижению   развивающего эффекта образовательного процесса в школе и ее системному развитию в целом.

Разработка современных проблем в сфере общего образования осуществляется в условиях  перехода общества на новый уровень развития культуры, сопровождающегося осознанием новой, информационной, картины мира. Устойчивая тенденция к переоценке места и роли информации в развитии всех сфер общества делает ее одним из основополагающих методологически значимых понятий многих наук, закономерно включенных в их проблематику. В связи с этим и образовательный процесс правомерно рассматривать как процесс включения человека в сферу информационной деятельности (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Е.Н.Дмитриева, В.А.Сластенин и др.).

Развивающий потенциал информации реализуется наиболее эффективно в том случае, когда человек способен активно участвовать в информационных потоках,  осуществляя свои потребности в познании и общении, преобразуя себя и окружающий мир в процессе овладения информацией, ее преобразования и использования. Это, в свою очередь, обостряет научный интерес к проблеме информационного обмена, или  коммуникативной сущности образования, а также – к педагогической коммуникации как основополагающему понятию при разработке  моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности. В этом нас убеждают труды, рассматривающие многоаспектную природу педагогической коммуникации: коммуникативные потребности (А.Г.Амелина), психологические основы коммуникации личности (А.А.Бодалев),  коммуникативную природу педагогического общения (В.А.Кан-Калик), коммуникативные умения (И.В.Петривняя), коммуникативные системы и коммуникативное поле (Е.И.Рогов) и др.

Хотя история изучения различными науками феномена общения и  многообразных форм и видов коммуникации  насчитывает не один десяток лет, а количество научных работ по данному вопросу достаточно велико, педагогическое исследование проблематики коммуникативности образовательного процесса в школе  как  логического центра  теоретической и практической работы по созданию современной модели образовательного процесса остается открытой для исследования.

Возрождение гимназии как исторически определенного типа российской  школы  актуализирует проблему разработки коммуникативной модели образовательного процесса. Это связано с тем, что общество возлагает определенные надежды на современную гимназию в деле повышения качества образования, а значит, необходимо в полной мере реализовать коммуникативную сущность учебно-воспитательного процесса и эффективно осуществлять разнонаправленное педагогическое взаимодействие. Это предполагает обеспечение многообразных коммуникативных связей субъектов образовательного процесса гимназии, необходимость расширять и саму «информационно-коммуникативную среду» школы. Кроме того, характерной чертой современной гимназии как типа образовательного учреждения «повышенного уровня» является стремление к обретению «своего лица», созданию особенной  педагогической среды, максимально обеспечивающей  реализацию и приращение личностного потенциала  учащихся и педагогов.

 Рассмотрение научно-педагогических публикаций, посвященных моделированию и проектированию инновационного развития школы, а также изучение образовательного процесса в гимназии позволяет констатировать, что развитие гимназии возможно, если ее деятельность направлена на разрешение противоречия между потребностью в  педагогическом осмыслении и реализации коммуникации  как фактора  системного развития данного типа учебного заведения и недостаточной разработанностью практических путей построения и реализации коммуникативной модели  его развития.

Особое значение для постановки проблемы построения коммуникативной модели образовательного процесса имеет определение коммуникации как основы осуществления разнонаправленного взаимодействия.

Коммуникация – универсальное понятие, которое сегодня используется многими науками (психологией, социологией, информатикой, философией, лингвистикой и др.). В самом общем виде ее можно определить как комплекс явлений, связанных с обменом информацией между людьми через посредство универсальной системы звуковых и графических знаков, чаще всего – языка, а также – невербальных знаков (жестовых, мимических, интонационных и проч.).

Изучение теории вопроса, а также – анализ деятельности гимназии позволили сконструировать авторское определение коммуникативной модели образовательного процесса в гимназии, которая характеризуется нами как системная совокупность взаимосвязанных компонентов, создающих в процессе их реализации  коммуникативную среду учебного заведения, обеспечивающую условия как для развития субъектов образовательного процесса (учеников, педагогов и др.), так и для развития учебного заведения в целом. Главным педагогическим механизмом инновационного развития   в условиях коммуникативной модели выступает качественное преобразование образовательной среды гимназии посредством обеспечения непротиворечивого единства осуществления ее характерных особенностей: открытости и, одновременно,  уникальности и защищенности  культурного пространства. 

Суммируя все сказанное, отметим, что в современных условиях сложились необходимые методологические основания для построения коммуникативной модели развития гимназии, а именно: положения системного и ориентационного подходов в педагогике и образовании; положения теории коммуникации; теоретические и практические аспекты педагогического моделирования; философские положения о диалогическом характере социокультурной деятельности; общенаучные принципы системности, целостности, всеобщей связи, взаимообусловленности и взаимозависимости явлений действительности; непротиворечивый синтез общенаучных подходов, применяемых в  системе образования (культурологический, междисциплинарный), а также – известных педагогических подходов (деятельностный, личностный, средовой).

В качестве  теоретического базиса мы использовали: фундаментальные идеи культурно-исторической  теории о развитии личности в процессе присвоения социального опыта (Л.С.Выготский); психолого-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу общения и коммуникации (Л.П.Буева, А.Л.Журавлев, И.А.Зимняя, М.С.Каган, В.А.Кан-Калик и др.); историю гимназического образования (И.А.Алешинцев, Ш.И.Ганелин, С.Ф.Егоров, А.И.Пискунов и др.); исследования современного гимназического образования (В.С.Безрукова, А.Г.Каспржак, В.И.Пирогов, С.А.Смирнов); положения психолого-педагогической теории о целостности педагогического процесса и его влиянии на развитие личности (А.А.Бодалев, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский и др.); педагогическую концепцию саморазвития субъектов образовательного процесса (В.И.Андреев); положения теории и технологии педагогического проектирования и моделирования в образовании (В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина и др.); концепция системного развития школы (В.С.Лазарев, Э.Г.Юдин).

 6. Сроки и этапы реализации программы

Первый этап 2012 - 2013 г.г. разработки программы;

Второй этап 2013 – 2014 г.г. реализация программы;

Третий этап 2014 – 2015 г.г. подведение итогов и внесение дополнений;

Четвертый этап 2015 –  2017 г.г. реализация программы в новой редакции с уточнениями и дополнениями.

 7. Основные направления программных мероприятий, планируемые конкретные действия по каждому из направлений

Основные направления программных мероприятий, составляющие содержание Программы мы определяем как совокупность блоков (базовых программных мероприятий) и модулей (конкретных действий по каждому направлению). В каждом модуле имеет место информационная составляющая, ценностно-мотивационный аспект, деятельностно-практический аспект.

1. Информационное и педагогическое обеспечение социального партнерства гимназии.

2.Педагогическое сопровождение развития личности учащихся (формирования  гражданских качеств, социальных умений и навыков, творческих способностей, коммуникативности, интересов и познавательных потребностей и т.д.).

3. Работа по повышению качества обучения и воспитания.

4. Расширение системы дополнительного (допрофильного) образования.

5. Работа по внедрению современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и созданию целостной информационной среды гимназии..

6. Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, обеспечению физического развития, психологического комфорта и безопасности учащихся.

7. Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и стимулирования инновационной деятельности в гимназии.

8. Работа по созданию положительного имиджа гимназии и системы общественного признания личных достижений ее субъектов.

9. Совершенствование материально-технической базы учебно-воспитательного процесса в гимназии.

 8. Исполнители основных мероприятий программы, группы участников

Администрация, педагоги гимназии, родители, попечители, представители общественности, вузы.

9. Ожидаемые результаты

 В результате осуществления Программы предполагается создание коммуникативной модели развития гимназии, в рамках которой ожидаются следующие достижения:

- полноценная реализация системообразующей функции коммуникации в учебно-воспитательном процессе гимназии посредством проектирования реальной, общедоступной, продуктивной,  многообразной  коммуникативной деятельности;

- создание условий для реализации коммуникативного потенциала личности учащихся и педагогов и эффективного  развития ее коммуникативных качеств в процессе деятельности по связям с общественностью;

- становление целостной современной информационной среды гимназии, способствующей выполнению социального заказа на качественное общее образование и разностороннему развитию личности учащихся и педагогов в соответствии с их интересами и потребностями; 

-  развитие партнерских связей гимназии, как в России, так и за рубежом;

- повышение результатов  (показателей) обучения и воспитания гимназистов;

- воспитание у учащихся самостоятельности и критического мышления, гражданского самосознания и ответственности посредством аналитической деятельности  с разнообразной информацией; создание условий для  творческой деятельности;

- развитие у учащихся умений и навыков в области поиска, обработки, преобразования и презентации различной информации  (социальной, художественной, образовательной, культурной и проч.);

- рост профессионального мастерства педагогов и их профессиональных достижений;

-  обновление программно-методических материалов, появление авторских решений традиционных педагогических вопросов;

- повышение эффективности использования технических средств обучения и информационных технологий коммуникативного взаимодействия;

-  создание благоприятного микроклимата в коллективе и положительного имиджа гимназии в социуме на основе полной и достаточной информированности и продуктивного взаимодействия как внутри школы, так и во внешней среде.

 10. Система контроля за выполнением программы с максимально возможной точностью и операциональностью целей, задач, рубежей, ориентиров, параметров, индикаторов измерения эффективности программных мероприятий

Система контроля за выполнением программы предусматривает выявление динамики развития всех подсистем гимназии и ее субъектов; строится с учетом тех направлений, которые она предусматривает и ориентирована на критерии:
а) функционирования (наличие показателей);
б) развития (по показателям позитивных изменений,  качественных преобразований в положительном направлении всех подсистем).

Положительное направление развития гимназии мы констатируем в том случае, если: а)образовательные результаты и показатели воспитанности школьников не снижаются, а растут; б) имеет место удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса предоставленными возможностями и условиями (школьников, педагогов, персонала, родителей, др.партнеров); в) имеет место рост и повышение качества программно-методических материалов в педагогическом процессе; г)не ухудшается (улучшается) материально-техническая база гимназии; д) ярко выражен рост личных научных, творческих и прочих достижений всех субъектов педагогического процесса; е) расширяются социально-культурные, образовательные контакты гимназии.

1. Индикаторами информационного и педагогического обеспечения социального партнерства выступают: достаточная информированность всех субъектов гимназии о проектах и партнерских программах и ходе из выполнения; доступность участия в данных программах для каждого субъекта педагогического процесса;  наличие задач развития личности учащихся в социально-образовательных проектах; широта круга партнеров гимназии. Методика оценки: статистический анализ проектов и программ социально-культурного образовательного партнерства; опросы, количественный анализ участия гимназистов и педагогов в различных проектах; педагогическая экспертиза результативности развивающего влияния данного направления работы.

 2.  Педагогическое сопровождение развития личности учащихся оценивается по следующим показателям: постоянство педагогического состава гимназии; удовлетворенность учащихся взаимодействием с педагогами; владение педагогами косвенными методами влияния на личность учащихся (технологиями педагогического взаимодействия и организации деятельности); достаточность условий для самореализации и осуществления личностных потребностей учащихся и педагогически обоснованной активной самостоятельной деятельности. Методика оценивания: опросы, наблюдения, «открытые» мероприятия.

3. Качество обучения и воспитания оценивается с ориентаций на показатели: положительная динамика результатов обучения и воспитания; положительная  статистика поступления в вузы выпускников гимназии; положительная статистика личных достижений учащихся (участие в конференциях, олимпиадах и т.д.); наличие  необходимого программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и его соответствие стандартным требованиям; наличие программно-методического обеспечения, отвечающего профилю школы – «лингвистическая гимназия».  Методика оценивания: систематический мониторинг знаний, умений и навыков  учащихся по всем дисциплинам учебного плана;  экспертиза  программных и учебно-методических материалов; статистика личных достижений  гимназистов и их участия во внеурочных образовательных мероприятиях (олимпиадах, конференциях, проектах и т.д.).

4. Состояние системы дополнительного (допрофильного) образования  контролируется  на основе ориентации на следующие показатели: наличие внедренных в образовательный процесс программ дополнительного образования; мониторинг востребованности данных программ со стороны учащихся и их родителей; соответствие программ  потребностям личности учащихся, запросам общества и рынка профессий. Методика оценки: количественный анализ программ дополнительного образования; статистический анализ участия школьников в данных программах; сравнительный анализ содержания дополнительного образования и требований рынка профессий; опросы.

5. Оценка работы по внедрению современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и созданию целостной информационной среды гимназии осуществляется по следующим показателям:  достаточность технического оснащения; наличие программных и методических материалов; наличие сайта гимназии в Интернете; наличие локальной внутренней сети (интранет) в гимназии; наличие и организационно-педагогическая поддержка форм  работы по связям с общественностью; публикации.  Методика оценки: статистический анализ направлений и форм работы по созданию информационной среды гимназии; опросы; анализ содержания  форума на сайте гимназии; анализ доступности информации для всех субъектов образовательного процесса гимназии; экспертиза программно-методического обеспечения  информатизации учебного процесса.

6. Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, обеспечению физического развития, психологического комфорта  и безопасности учащихся оценивается по следующим показателям: состояние здоровья, уровень физического и психического развития учащихся; заболеваемость педагогов; наличие здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе; осведомленность всех   педагогов гимназии о данных технологиях  и практическое владение ими; отсутствие жалоб со стороны учащихся. Методика оценки: систематический мониторинг состояния здоровья учащихся и всех сотрудников гимназии; опросы; статистическое описание заболеваемости учащихся и случаев нетрудоспособности педагогов; анализ эмоционального климата в гимназии на основе наблюдений и опросов; анализ условий для поддержания физического и психического здоровья (качество расписания, смена видов деятельности, наличие оборудования для двигательной деятельности и проч.).

7. Условия для повышения профессионального мастерства педагогов и стимулирования инновационной деятельности в гимназии оцениваются по показателям: плановости и систематичности осуществления работы по повышению профессиональной квалификации; разнообразия форм и методов ПК; наличия условий для непрерывного (в том числе – без отрыва от работы) ПК; наличие системы стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов. Методика контроля: мониторинг участия педагогов в разных формах ПК;  анализ динамики участия педагогов в смотрах, конкурсах, конференциях, проектах разного уровня; анализ личных профессиональных достижений педагогов (награды, звания, обучение в аспирантуре, диссертации и проч.).

8. Работа по созданию положительного имиджа гимназии оценивается с ориентацией на следующие показатели: общественное мнение о деятельности гимназии; характер отзывов социальных партнеров гимназии; стремление к партнерству с гимназией; стремление обучаться в гимназии (обучать детей в гимназии). Методика оценки:   анализ материалов СМИ, содержащих оценочные суждения о деятельности гимназии; статистика привлечения сотрудников гимназии к участию в публичных социально-значимых мероприятиях (на уровне района, города, страны и т.д.); статистический анализ данных по социальному партнерству; опросы родителей и представителей общественности.

9. Состояние материально-технической базы учебно-воспитательного процесса в гимназии оценивается по следующим показателям: полнота и достаточность для решения учебно-воспитательных задач и организации жизнедеятельности гимназии; соответствие материально-технической оснащенности современным требованиям. Методика оценки: анализ состояния имеющегося оборудования; опросы педагогов, сотрудников, учащихся гимназии.

Направления программы развития гимназии скачать 

I направление "Информационное и педагогическое обеспечение социального партнерства гимназии".
II направление "Педагогическое сопровождение развития личности учащегося":
III направление: Работа по повышению качества обучения и воспитания.
IV направление "Раcширение системы дополнительного (допрофильного) образования"
V направление. Работа по внедрению современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и созданию целостной информационной среды гимназии.
VI направление. Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, обеспечение физического развития, психологического комфорта и безопасности учащихся.
VII направление: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и стимулирования инновационной деятельности гимназии.
VIII направление: Работа по созданию положительного имиджа гимназии и системы общественного признания личных достижений ее субъектов.
IХ направление: Совершенствование материально-технической базы учебно-воспитательного процесса в гимназии.

Версия для слабовидящих
Гимназия ждет Вас
Сведения об образовательной организации

Information about the educational organization

План работы гимназии. Тема года

Публичный отчет директора гимназии

Public report of the gymnasium head
Сегодня можно уверенно сказать: Программа развития гимназии успешно реализуется. Ведется работа по всем направлениям деятельности, совершенствуется и укрепляется достигнутый результат. Гимназия уверенно приближает будущее.

Дистанционное обучение

****ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ**** МАОУ "Гимназия № 67" по организации дистанционного обучения

8(831)270-03-69 (с 8-30 до 17-00)

Платные образовательные услуги

Прием обучающихся

Enrolment
Правила приема в гимназию; список документов; электронное заявление

Олимпиады

Научное общество учащихся

Конкурсы

"Готов к труду и обороне!"

Достижения в спорте

Мы за здоровый образ жизни!

Воспитательная работа в МАОУ "Гимназия №67"

Программа «Одаренные дети»

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь

Условия для индивидуальной работы с обучающимися

Пешеходам на заметку

Антикоррупционная политика

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Использование устройств мобильной связи в МАОУ "Гимназия № 67"

Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных

Создание комфортных условий для обучения обучающихся с ОВЗ

Ученикам For pupils
Школьная библиотека

Федеральный перечень учебников. Что бы почитать?

Электронные образовательные ресурсы